Маркетинговый Союз «СОЗВЕЗДИЕ» Маркетинговый Союз СОЗВЕЗДИЕ

Нужно сохранить «схему 702» не для аптеки, а для пациента

Назад к списку статей

Нужно сохранить «схему 702» не для аптеки, а для пациента

У лекарственного коллапса, с которым все мы столкнулись минувшей осенью, есть множество причин. Подчеркну, что в данной проблеме не стоит пенять исключительно на один фактор.

Здесь и резко возросший спрос на ряд препаратов, и проблемы с производством и поставкой фармацевтических субстанций — Не стоит забывать также про частичный дефицит тех лекарств, которые включены в перечень ЖНВЛП. Производство многих из них стало попросту убыточным. И, конечно же, проблемы функционирования системы МДЛП.

Вот неполный список трудностей — это только те, которые можно отнести к основным. Что помогло с этим справиться? Ответ тоже будет содержать не один пункт:

Во-первых, переход к ручному управлению и распределению поставок лекарственных препаратов при участии Минпромторга.

Во-вторых, оперативные регуляторные мероприятия по корректировке ценообразования на часть перечня жизненно необходимых препаратов.

В-третьих, содействие в ускорении процессов по поставке субстанций в Россию.

В-четвертых, переход к уведомительному режиму взаимодействия с маркировкой.

Очень качественно и оперативно в рамках регулярных коммуникаций работали дистрибуторы и производители. И еще один из важнейших факторов в решении проблемы с лекарственным обеспечением — самоотверженная работа специалистов аптечных предприятий, которые несмотря ни на что решали проблемы с отпуском имеющихся в наличии лекарственных препаратов.

В ноябре этого года мы провели опрос среди наших аптечных партнеров. И вот их мнение относительно работы в системе МДЛП. Несколько ответов хотелось бы процитировать:

  • Часто возникают ошибки при приемке, отпуске и возврате лекарственных препаратов.
  • Очень медленно сканируются КИЗы при приемке. Бывает, принятый препарат не пробивается на кассе, и это отнимает неоправданно много времени. Если продукция у поставщика не разагретирована, то статус «принят частично» может быть вечным.
  • Очень часто не приходит акцепт, что затрудняет отпуск.
  • В накладной не помечается, как были доставлены препараты — коробом или поштучно. И вообще, нет какого-то определенного формата: каждая фирма-поставщик помечает маркированную продукцию по-своему. Необходимо ввести один стандарт, чтобы не было путаницы. И обязать поставщиков делить накладную на маркированный и немаркированный ассортимент. Такое ощущение, что некоторым базам трудно нажать на кнопку и разделить, а в аптеке сотрудник пока рассортирует, а потом еще ждать, когда пройдут маркированные препараты (при этом весь остальной ассортимент лежит без движения)
  • Еще было бы неплохо те препараты, которые поступают коробом, тоже пускать по отдельной накладной и делать специальную пометку.
  • Не решены задачи по инвентаризации, а конкретно — приведение в соответствие остатков.
  • Ответ идет слишком долго. Если бы не уведомительный режим — потеряли бы всех посетителей.

  Постарался не учитывать наиболее болезненные комментарии, но очевидно следующее: на сегодня процесс работы всех участников лекарственного обращения в системе МДЛП не достиг той степени совершенства, чтобы стало актуальным отказаться от уведомительного режима. И вопрос, наверное, не только в той проблематике, которая есть в самих рабочих процессах, а в том, что снова появятся проблемы в лекарственном обеспечении. Все то, что мы так тяжело и затратно решали в году минувшем.

А вот еще комментарии наших коллег относительно дополнительно возникших трудностей в работе аптечных предприятий.

Существенно увеличились сроки приемки лекарственных препаратов. Маркировка удлинила время доставки заказных позиций покупателю-пациенту из-за необходимости долгой процедуры оприходования лекарств по системе МДЛП. Также она заметно увеличила статьи расходов аптеки на бесконечные обновления ПО в рабочей программе, в том числе и на онлайн-кассе. И "оттрепала" все нервы работникам аптек.

Маркировка очень сильно тормозит работу всех процессов в аптеке: начиная с приемки, заканчивая отпуском. Самое трудоемкое — это приемка препаратов. «Мартышкин труд» — сканирование каждой упаковки, штучки, пластинки— А если недовоз, бой, пересорт, или погас свет, или проблема с интернетом, процесс удлиняется еще ощутимее. Что прямо отражается на возможности отпустить лекарство пациенту.

Увеличение штата и нагрузки, повышение цен и затрата на оборудование, снижение скорости обслуживания посетителей. И стресс.
Очень серьезно увеличилось время приемки препаратов и отпуска по безналичным платежам. Требование пробивать каждую позицию в бумажном чеке отдельной строкой приводит к огромным неудобствам, например, при покупке 100 упаковок угля активированного будет чек, в котором сто строчек по одной упаковке. Зачем усложнять жизнь? Ведь можно при желании вывести в чек групповой код, при сканировании которого можно попасть на чек в системе "‘Честный знак" и увидеть все позиции с кодами? Действительно, зачем?

Процессы приемки лекарственных препаратов по времени. А если отменят 702-ю схему, то приемка некоторых наименований вообще приостановится...То есть начнется новый лекарственный коллапс.

Из ответов аптечных организаций очевидно следующее:

Во-первых, пока не решены все проблемные вопросы по работе с системой МДП.
Во-вторых, есть часть - неразрешенных проблем во взаимодействии "дистрибьютор — аптека" и "аптека - разработчик программного обеспечения.
В-третьих, текущее состояние маркировки уже существенно увеличило временные и материальные издержки в аптечных организациях, а также в дистрибуции и на производстве лекарственных препаратов.
В-четвертых, при системе уведомительного режима есть существенные риски повторного сбоя в лекарственном обеспечении — и это в период высокой вирусной активности CQVID-19. Пострадавшими в таком случае будут в первую очередь пациенты, а потом, как следствие, — аптечные предприятия.

 Хотелось бы сказать и о новых нормах административной ответственности за нарушения в работе с системой маркировки. Вопрос о том, к чему при ведут такие изменения в регулировании, мы тоже задали аптечным организациям, участницам нашего союза. Увы, ответы пессимистичны:

  • Ситуация приведет к закрытию мелких к аптек и существенной потере нервов, к дополнительным убыткам для всех участников лекарственного обращения.
  • будут стоять коробы препаратов с неполученным акцептом, и больные не смогут получить лекарства.
  • повториться время, когда препараты есть в наличии, а реализовать их аптека не сможет, например, к нам часто приходили незарегистрированные упаковки и не было подтверждения с «Честного знака».
  • компьютерные сбои — это очень сложно доказуемый и практически не прогнозируемый процесс. Почему он произошел, кто виноват? Трудно ответить. У нас свет без предупреждения отключают по два раза в месяц, но ввиду того, что мы не относимся к «потребителям первой категории», электросети не обязаны нас уведомлять.

Как правило, после таких отключений всегда бывают проблемы с компьютерами, хорошо, если есть программисты близко, а если нет?

  • Нужно продлить уведомительный режим и отменить наказания для аптек
  • Нужно отменить маркировку, или оставить уведомительный режим бессрочно.
  • Реально ли защитить аптеку от всего этого? Может быть, только если у нее в штате есть нереально отличный программист. Но такое себе могут позволить только сети аптек, а одиночные сельский аптеки здесь бессильны. А ведь требования ко всем одинаковы!

Понятно, что никто уже не отменит данного решения. Да и очевидно, что в нем самом заложено много плюсов. Вопрос, наверное, в своевременности и завершенности всех процессов на этапе тестирования или чтобы этого не происходило в очередной раз в «боевом» или экстренном, режиме... Нужен уведомительный режим, нужно его продление как мягкий вариант дальнейшего совершенствования взаимодействия всех участников с системой маркировки. 

При ответе на вопрос, как поддержать аптеки в сельской местности и в малых населенных пунктах  (то есть там, где недочеты маркировки ощущаются особенно остро)  мнения наших участников разделились. Интересен такой ответ: «Нужно подключить все аптеки к оптоволокну. «Ростелеком» это отлично делает, у нас все подключены, и мы в том числе, но самое главное — ввести в штат каждой аптеки программиста и найти источник оплаты услуг такого специалиста на данный момент это очень актуально, чтобы программист был рядом 24/7,  а не через два или четыре часа в лучшем случае.

Часть аптек обращает внимание на проблемы с поставками лекарственных препаратов. Поставщикам сложнее работать с малыми населенными пунктами, но это направление необходимо поддерживать и развивать.

Еще ряд аптечных организаций констатирует: варианты решения проблем в провинции есть, но их не так много, и выполнение их не по карману самим аптечным предприятиям. Многие сельские аптеки могут не справиться с нынешними переменами и будут вынуждены закрыться.

Все это означает, что поддержка для аптечных организаций в сельской местности - и в целом в малых населенных пунктах - должна быть комплексной.

А вот на вопрос «Почему важно предложение продлить уведомительный режим для аптечных организаций?» ответ был получен краткий и четкий: уведомительный режим нужно не продлевать, а законодательно утвердить. То есть сделать его не временным, а постоянным.

Если же резюмировать все полученные ответы (в т.ч. и те, которые приводить не стал), то можно сказать следующее: продлевать уведомительный режим нужно не для аптечных организаций, а для пациентов. Именно они могут в очередной раз столкнуться с дефицитом тех или иных препаратов в разгар не самой благополучной эпидситуации.

Отменять уведомительный режим можно только в том случае, когда все без исключения участники лекарственного обращения смогут легко взаимодействовать с системой МДЛП, и количество сбоев будет нулевым.

Ведь все-таки главная цель - качественное лекарственное обеспечение для пациента.